ОБРАЗ ХЫЗЫРА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

  • Н. Годжатюрк Бакинский государственный университет
Ключові слова: Хызыр, Всевышний, Азербайджан, Хазар, нация, миф, сюжет, фольклор, огуз, бута, память, сказание, история, Хизир, Всевишній, нація, міф, Khidr, Almighty, Azerbaijan, Khazar, nation, myth, plot, folk art, Oghuz, buta, memory, legend, history

Анотація

Целью статьи является исследование образа Хызыра.
Источники со сведениями о Хызыре можно разделить на три
направления: религиозные источники, устное народное творчество
(сказки и дастаны), а также народные обряды.
В религиозных источниках Хызыр упоминается под тремя
разными именами: Хызыр, Ильяс, иногда говорят Идрис.
Также по-разному раскрывается процесс его возвышения со
стороны Всемогущего в ниспосланных Богом книгах (Библии
и т. д.) Он воспевается то как пророк, то как посланец, показывающий
людям праведный путь, то как мастер, показывающий
настоящее лицо истины посланцам. Представители
религиозных течений называют его Вели, а суфии – святым
(Овлия). В исламских верованиях говорится, что Хызыру
преподнесено пророчество, мудрость и власть, чтобы править.
Именно поэтому его нарекли «тем, кому дано три дара». Так
же, как и о других святых, о Хызыре написано много книг,
создано много преданий. Каждый владелец пера представлял
этого святого как представителя своего рода, следовавшего
его верованиям. Все это, несомненно, исходит из любви к
возвышенному духу Хызыра. В народных сказаниях Хызыру
также давались имена: Хыдыр Наби, Хызыр Ильяс, Хыдыр
Еллез, Хыдыр Зинде. Имеются разные сведения о времени
и месте его проживания. Таким образом, под разными именами
с охватом большого географического ареала (от народа
Туркестана до древней области Шумера) формируется образ
Хызыра. На самом же деле образ этого святого больше всего
связан с Азербайджаном.

 

The aim of this paper is to study the image Hızır. Sources
providing information about Khidr can be divided into three
categories: religious sources, folk art (fairy tales and legends),
and folk rites. Religious sources mention Khidr under three
different names: Khidr, Elijah, and, sometimes, Idris. The process
of his elevation by God is also described in various ways
in the books sent by God (Koran, Bible, etc.). Sometimes he is
worshipped as prophet, sometimes as an envoy, who shows the
true was to people, and sometimes as a master showing the real
face of truth to the envoys. Representatives of religious movements
call him Veli, and sufis call him the Saint (Ovlia). Islam
says that Khidr was given prophecy, wisdom and power to rule.
Namely due to this fact he was named “the one who is given
three endowments”. Just like other saints, Khidr has a lot of
books and legends written about him. Every writer imagined
this saint as a representative of his family, who was following
his beliefs. All of this, undoubtedly, comes out of love to the
elevated spirit of Khidr. In folk art Khidr had the following
names: Khidr Nabi, Khidr Elijah, Khidr Ellez, Khidr Zinde.
There is different information about time and place of his living.
Thus, his image is formed under various names, covering
large geographical area – from Turkestan until Shumer. In reality
the image of this saint is connected with Azerbaijan most
of all.

Біографія автора

Н. Годжатюрк, Бакинский государственный университет

доктор философии по философии,
доцент кафедры истории философии и культурологии

Опубліковано
2018-10-31
Як цитувати
Годжатюрк, Н. (2018). ОБРАЗ ХЫЗЫРА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. Актуальні проблеми філософії та соціології, (10), 23-27. https://doi.org/10.32837/apfs.v0i.358