ЭРОЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ В КИНОФИЛЬМЕ «В ПАСТИ БЕЗУМИЯ» КИНОРЕЖИССЁРА ДЖОНА КАРПЕНТЕРА

  • К. В. Райхерт Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова
Ключові слова: кинематограф, книги, литература, реальность, ужасы, жахи, кінематограф, книжки, література, реальність, books, cinema, horror, literature, reality

Анотація

Книги в фильме Дж. Карпентера «В пасти безумия» производят
эрозию реальности, то есть воздействуют таким образом
на человека, что нарушают восприятие реальности
последним: с одной стороны, книга вызывает в воображении
читателя представления о мире, который создан и существует
по правилам, установленным автором книги, что подразумевает
погружение и вживание в реальность, описанную
в книге; с другой стороны, описываемая в книге реальность
может оказать негативное влияние на неустойчивую психику
читателя и тем самым вторгнуться в объективный мир,
в котором существует читатель, размывая чёткие границы
между подлинной и вымышленной реальностями. Нечто
похожее происходит с героем кинофильма Дж. Карпентера
«В пасти безумия» – Джоном Трентом, для которого чёткое
разграничение между подлинной (существующей независимо
от субъекта) и неподлинной (воображаемой) реальностями
оказывается невозможным – Джон Трент не понимает, существует
ли он в действительности, которую буквально захватил
писатель Саттер Кейн, сделав Джона Трента персонажем
своего романа, или же всё с ним происходящее есть результат
психической травмы.

 

Books in John Carpenter’s «In the Mouth of Madness» cause
an erosion of reality, that is, they have an influence on human
being that disrupts human being’s perception of reality: on the
one hand, book calls the reader’s mind out to represent the world
which is created by the author and functionates according to the
rules prescribed by the author to this world – all that implies
submerging and getting used to the reality described in the
book; on the other hand, the reality described in the book can
cause negative effects on the unstable mind of the reader and
thus intrude into the objective reality, within which the reader
exists, eroding the clear limits between the authentic and fictive
realities. Something similar happens to the main character of
John Carpenter’s «In the Mouth of Madness», John Trent, for
who there cannot be the clear delimitation between the authentic
(independent of the subject / the self) and unauthentic (fictive,
imagined) realities in actuality: John Trent can’t tell if he exists
in the reality that has been occupied by writer Sutter Cane
who made John Trent the character of the Sutter Cane’s novel or
everything what happens to John Trent is the result of the John
Trent’s psychic trauma.

Біографія автора

К. В. Райхерт, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова

кандидат философских наук,
доцент кафедры философии и методологии познания

Опубліковано
2018-12-05
Як цитувати
Райхерт, К. (2018). ЭРОЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ В КИНОФИЛЬМЕ «В ПАСТИ БЕЗУМИЯ» КИНОРЕЖИССЁРА ДЖОНА КАРПЕНТЕРА. Актуальні проблеми філософії та соціології, (16), 104-108. https://doi.org/10.32837/apfs.v0i.632