К критике гегелевского определения диалектики

  • Алексей Ивакин зав. кафедрой философии Национального университета "Одесская юридическая академия"
Ключові слова: диалектика, рассудок, разум, скептицизм

Анотація

Автор статьи показывает, что Г.В.Ф. Гегель в своей философии создает описание системы Бытия, которая одновре-
менно является и самотождественной, и саморазвивающейся. Таким образом, упреки в адрес Г.В.Ф. Гегеля о противоре-
чивости его метода и его системы не имеют достаточного основания. К сожалению, при определении места диалектики
в структуре логического Г.В.Ф. Гегель допускает слишком расширительное понимание диалектики, а также термино-
логически путаное соотношение ее с рассудком и разумом. И это в немалой степени способствует господству в философ-
ской литературе плюрализма и субъективизма в понимании диалектики. Автор статьи предлагает свою корректировку
гегелевской схемы структуры логического на основе закона отрицания отрицания. 

The author shows that Hegel in his philosophy creates description of Existence, which is both self-identical and selfsustaining.
Thus, the criticism of inconsistency of Hegel’s method and system does not have sufficient reason. Unfortunately,
determining the place of the dialectic in structure of logic, Hegel affords too expanded understanding of dialectic and confuses
terminology relationship of dialectics with reason and mind. This significantly contributes to the dominance of pluralism and
subjectivism in the understanding of dialectics in philosophical literature. The author offers his adjustment to the Hegel’s
structure of logic based on the law of negation of negation.

Опубліковано
2018-06-26
Як цитувати
Ивакин, А. (2018). К критике гегелевского определения диалектики. Актуальні проблеми філософії та соціології, (1), 5-11. https://doi.org/10.32837/apfs.v0i.7